Вход
Закрыть
Вход
Войти, используя:
Зарегистрироваться Экспертная сеть по вопросам государственного управления

Редакция

Михаил Эльянов

Бизнес22 Апреля, 14:02

Полина Давлетшина

Наука и образование3 Апреля, 14:04

Борис Зингерман

Наука и образование6 Октября, 2016 - 07:43
Все редакторы (3) →

Эксперты

Наталья Храмцовская

Бизнес26 Июня, 12:49

Валерий Пулит

Разное24 Июня, 11:03

Станислав Радченко

Наука и образование11 Июня, 15:51

Андрей Столбов

Наука и образование4 Июня, 20:08

Александр Гусев

Бизнес3 Мая, 10:11
Все эксперты (18) →

Активные участники

Михаил Смирнов

Государство26 Июня, 13:20

Евгений Морозов

Государство26 Июня, 12:34

Юрий Мухин

Разное8 Июня, 11:01

Владимир Громов

Бизнес5 Июня, 09:26

Максим Кравцов

Разное24 Мая, 17:20
Активные участники (75) →
Подтверждение удаления
Отменить
Удалить

Коэффициент информатизации от Эльянова

Уже не первый год обсуждается вопрос о критериях оценки степени информатизации медицинской организации (МО). При этом надо разделять априорную оценку (лат. a priori — буквально «от предшествующего») - знание, полученное до опыта и независимо от него) и апостериорную (лат. a posteriori, буквально «из последующего») - знание, полученное из опыта.

В первом случае предполагается давать оценку, исходя, из заявлений и некоторых исходных сведений о степени информатизации МО: столько-то компьютеров приобретено, столько-то км. сетей проложено, столько-то информационных систем установлено и т.д. Вещь, безусловно, интересная, но в условиях советско-российской показухи и возможной ограниченной компетенции проверяющих (говорят, что такое иногда случается) далеко не всегда объективная. Можно закачать в информатизацию МО значительные деньги ожидать прекрасные результаты, но эффект получить очень незначительный.

Во втором случае мы получим оценку defacto, которая, как мне кажется, значительно более объективна. Вопрос: как ее осуществить? 

Предлагаю простой до неприличия алгоритм оценки для амбулаторно поликлинических МО (просто этот тип МО лучше знаю).

Подготовительный этап:

1. Сформулировать алгоритм определения объема выборки (числа анализируемых амбулаторных карт) и ее состава (например, 50% лиц до 50 лет, 50% - после 50 лет)

2. Определиться с понятием компьютерные документы: документы, выполненные компьютерным способом (т.е. распечатанные на принтере), и документы, которые не вклеены в карту, а хранятся в компьютере. Учитывать ли примитивные набивалки (текст просто набивается и распечатывается врачом – такое тоже бывает)? Как оценивать документы, выполненные печатным способом, но не попадающие в базу данных (например, распечатки с некоторых приборов)?

3. Задать период оценки. Например, рассматривать документы последних 2-х лет.

Этап оценки:

1. В регистратуре «экзаменуемой» МО случайным образом (с учетом п.1) выбирается 10 (50, 100 …) амбулаторных карт пациентов.

2. По каждой карте подсчитывается число компьютерных документов.

3. Для каждой карты вычисляется коэффициент информатизации (КИ): отношение числа компьютерных документов к общему числу документов.

4. Вычисляется среднее значение КИ по всем картам из выборки, которое и будет оценкой всей МО

Возможны варианты:

· Можно считать не число документов, а число страниц документов..

· Можно ввести более сложный алгоритм оценки: по каждому «разделу» (например, по терапевтической службе, лабораторным исследованиям и т.д.) с последующим получением взвешенной оценки с учетом различных коэффициентов (весов) разделов.

· Можно строить алгоритмы для разных типов МО (поликлиники, стационары и т.д.).

· Можно оценивать МО отдельно по собственно медицинской части и по административно-хозяйственной.

Мне кажется, что можно провести натурный эксперимент на нескольких МО и сделать вывод о совпадении (или несовпадении) полученных результатов с экспертной оценкой. Конечно, можно сказать, что информатизация – это не только уход от бумажных документов. Но мне кажется, что и этот показатель будет неплохо коррелировать с более широкими представлениями о степени информатизации.

От указанного алгоритма не надо требовать особой точности. Можно обозначить несколько диапазонов степени информатизации. Например:

· очень высокая (КИ = 0.80-1.00)

· высокая (КИ = 0.60-0.79)

· средняя (КИ = 0.40-0.59)

· низкая (КИ = 0.20-0.39)

· очень низкая (КИ < 0.2).

Мне кажется, что у приведенного алгоритма есть 3 достоинства:простота, прозрачность, проверяемость. Буду очень признателен, если Вы выскажетесь по поводу предлагаемого алгоритма: можно ли принять его за основу или нет: жмите здесь.


Комментарии (8)

Валерий Пулит, Разное 

Здравствуйте, Михаил Михайлович!

Применить можно любой разумный алгоритм. Вопрос не в этом. Хотелось бы понять, какие выводы из результатов анализа мы сможем сделать. Анализировать можно:

Готовность системы к активной эксплуатации (оснащенность рабочих мест, наличие сети, число подготовленных к эксплуатации МИС врачей и специалистов...)

Процент документооборота, переведенный на электронные носители (вполне подойдут Ваши предложения)

Использование электронной информации в лечебном процессе и в задачах управления

Динамика изменения нагрузки на информационную систему

Динамика развития (автоматизации) задач и реализации аналитических запросов и т.д.

По каждому направлению (и множеству других!) можно предложить вполне симпатичные алгоритмы. Главное, чтобы их использовали и делали практические выводы. Т.е., необходима заинтересованность. Хорошо бы, для начала, заняться именно этим. А подобные алгоритмы были, в свое время, включены во вполне себе узаконенный документ под названием "Требования к медицинской информационной системе учрежденческого уровня" (2015 год).

Михаил Эльянов, Бизнес 

Валерий, добрый день! Государство вложило в информатизацию здравоохранения огромные по нашим меркам деньги - около 30 млрд. руб. только в 2011-2012 годах. И ему (государству) и нам (налогоплательщикам) любопытно узнать, а каков результат. Критериев может быть очень много: и те, о которых Вы пишите, и многие другие. Но Вы видели, чтобы такая оценка реально проводилась? Я - нет. Вы видели понятные, прозрачные, реализуемые и УТВЕРЖДЕННЫЕ критерии ? Я - нет. Хотя эта тема обсуждается уже не первый год. Представьте себе, что Вам предлагают оценить некую медорганизацию, грубо говоря, по "гамбургскому счету": есть там реальная информатизация или нет. Предположим, что Вам говорят, чьто там все прекрасно. А вы заглядываете в амбулаторную карту пациента и видите, что она практически полностью рукописная. Вы поверите, что в этой МО все информатизировано. Я - нет. И наоборот, Вам говорят, что в другой мед организации практически все провалено. Но Вы заглядваете в карту (мы не говорим о случаях, когда от нее вообще отказались) и видите, что в ней рукописного текста уже вообще нет). Вы согласитесь с негативной оценкой? Я - нет. Мне почему-то трудно предположить, что все компьютерные системы работают (раз есть распечатки), а проку от них никакого. Хотя, безусловно по всякому бывае. Конечно, практически всегда можно оценивать отдельные компонеты, но есть и интегральный взгляд.

Попробуйте мысленно оценить знакомые Вам медорганизации по предлагаемому критерию. Совпадет ли полученный результат с Вашей интуитивной (или экспертной) оценкой? Думаю, что в значительной степени - да.

Валерий Пулит, Разное 

Уважаемый Михаил Михайлович! Мне кажется, что нет почвы для противопоставлений наших высказываний. Я с Вами полностью согласен. Единственно, что хотелось бы сделать предварительно, это выработать крнитерии сопоставления, основанные на разумных обоснованиях и на представлениях о направлениях и темпе необходимого развития.

Михаил Эльянов, Бизнес 

А поконкретней, если можно?

Николай Стасов, Разное 

Уважаемые участники. Вообщем случайно, в поиске альтернативы htdocs, (nginx не хочу заморачиваться).

Встретил : http://www.ibm.com/developerworks/ru/library/j-hsb2/index.html

Интеграция служб здравоохранения: Часть 2. Использование Apache ServiceMix в качестве сервисной шины здравоохранения

Настройка связи между несколькими серверами JBI, поддерживающими приложения для отрасли здравоохранения

https://darkfess.ru/%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D0%BA%D0%B0-%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D1%83%D1%81%D0%BA-apache-servicemix-4-5-3-%D0%BD%D0%B0-centos-7/ 

Трудности подготовки системы. (у меня как раз Centos 7). + postgresql + php 7.11 .

Заманчиво, но нужно ли. Может кто знает об этом . С уважением.

Станислав Радченко, Наука и образование 

Николай, это оффтопик. Впредь будьте аккуратнее с размещением материалов.

Станислав Радченко, Наука и образование 

В ЕГИСЗ используется практически идентичный критерий. Типа процентной доли медицинских документов, заполняемых в электроном виде. И уже есть уловки, как показать высокий процент. Так, например, если хоть один раздел любого документа заполнен в электронном виде, то он засчитывается, как целиком ведущийся электронно.

Михаил Эльянов, Бизнес 

Я предлагаю алгоритм, основанный не на том, сколько должно быть таких документов, а сколько их окажется по факту. Не уверен, что в реальной жизни эти показатели совпадут. Фактически и Вы о том же пишите